Гиперпролактинемия

Гиперпролактинемия – это состояние, характеризующееся повышением в организме гормона пролактина, который образуется и выделяется клетками гипофиза.

Гиперпролактинемия сопровождает каждый третий случай женского бесплодия. Чаще всего гиперпролактинемия встречается у молодых женщин 25-40 лет, значительно реже у мужчин того же возраста.

Различают два вида гиперпролактинемии: физиологическую и патологическую.

Причины гиперпролактинемии.

Физиологическая гиперпролактинемия проявляется у женщин во время беременности, в процессе кормления грудью, во время глубокого сна, а также после физической нагрузки, в стрессовой ситуации, после сексуального контакта и приема белковой пищи.

Причинами патологического повышения уровня пролактина могут быть:

• Опухоль (аденома) гипофиза — самая частая причина этого состояния.
  • Эндокринные заболевания (гипотиреоз, синдром поликистозных яичников).
  • Прием некоторых лекарственных препаратов (нейролептики, резерпин, опиаты, эстрогены).
  • Хронические недостаточности почек и печени.
  • Операции на молочных железах и органах грудной клетки.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли).

Симптомы гиперпролактинемии.

У женщин могут наблюдаться следующие симптомы гиперпролактинемии:

• выделение молока из молочных желез вне беременности,
  • нарушение менструаций (чаще всего их отсутствие),
  • бесплодие,
  • снижение полового влечения (либидо),

У мужчин:

• снижение полового влечения и потенции,
  • бесплодие,
  • иногда выделение молока из молочных желез.

И у мужчин и у женщин в ряде случаев наблюдается избыточный рост волос на теле, склонность к угревой сыпи. При опухоли гипофиза может отмечаться головная боль, нарушение зрения (ограничение полей зрения, снижение остроты зрения, двоение в глазах) и другими неврологическими симптомами. Так же может наблюдаться увеличение веса, появление слабости, сонливости, может развиться остеопороз.

Диагностика гиперпролактинемии.

У женщин, как правило, гиперпролактинемия диагностируется на ранних стадиях, поскольку у женщин имеется более объективная симптоматика (нарушение менструального цикла), что в более ранние сроки приводит их к врачу.

Диагностика гиперпролактинемии у мужчин затруднена тем, что характерные жалобы (бесплодие, снижение либидо и потенции) не всегда ассоциируются с наличием серьезных эндокринных нарушений. Это приводит к тому, что опухоли гипофиза могут вырастать до значительных размеров. В связи с этим ранняя диагностика гиперпролактинемии у мужчин является решением важной проблемы.

Диагностика гиперпролактинемии включает в себя:

• гинекологический осмотр (для женщин);
  • анализ крови на пролактин, иногда и на гормоны щитовидной железы;
  • рентген черепа (для оценки размеров гипофиза);
  • компьютерную томографию (КТ) или ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
  • консультация окулиста (осмотр глазного дна и полей зрения) при выявлении аденомы гипофиза.

Лечение гиперпролактинемии.

Наиболее часто применяется терапевтическое лечение. Больным назначают специальные препараты, которые нормализуют содержание пролактина в крови, у женщин восстанавливают менструальный цикл и способность к зачатию.

Хирургическое вмешательство (удаление опухоли гипофиза) применяют, как правило, при наличии нарушений со стороны зрения и недостаточной эффективности терапевтического лечения.

В «Клинике Гинекологии и Андрологии» используются самые современные методы диагностики и лечения эндокринных заболеваний. Прием ведут опытные врачи – эндокринологи, врачи высшей квалификации с большим опытом.

Вы можете записаться на прием к нашим специалистам в любое удобное для Вас время и получить подробную консультацию по всем интересующим Вас вопросам по телефонам: 8 (495) 626-8077, 8 (495) 917-4795.